Историк Павел Уваров рассказал, как чума изменила Европу

25 апреля гостем выпуска Public Talk в рамках онлайн-фестиваля науки «КСТАТИ» стал Павел Уваров, доктор исторических наук, медиевист, член-корреспондент РАН. Темой его лекции стала средневековая эпидемия чумы и её влияние на Европу.

Европа отличалась в средние века от других регионов. Она могла себе позволить роскошь феодализма. Она была достаточно, но не слишком раздроблена, и при этом плюралистична. Существовали отдельные хорошо развитые города и регионы, короли и папа римский обладали определённым влиянием, но тотальной власти у них не было. «Можно было заниматься домашними делами – укреплять свои границы, жить в своё удовольствие, не сильно оглядываясь на власть в лице короля или папы», — начал лекцию историк.

«Всё, что мы сейчас наблюдаем в социальной и экономической сфере, началось раньше. Вирус явился катализатором, и та же история произошла в средневековой Европе. «Чёрная смерть» только ускорила процессы, которые уже зародились к тому времени», — считает Павел Уваров.

«Я задумался, какие страны выиграли от чумы, и неожиданно обнаружил, что почти были не затронуты Польша и Литва. В итоге во второй половине XIV – начале XV века Литва начала обширную экспансию. Границы Великого княжества Литовского доходили до района современного Можайска», — подчеркнул медиевист.

Павел Уваров рассказал, что и Золотая Орда тоже пострадала от чумы. Кочевники вообще были подвержены эпидемиям. Болезнь пришла через степь. Учёные спорят, где был эпицентр – Балхаш, Гималаи, провинция Юань в Монголии.

«Хан Джанибек забрасывал трупы своих умерших воинов в осаждённую крепость Генуи, и оттуда чума разнеслась по всей Европе. Это красивая версия, но не очень правдоподобная. Сейчас считается, что заражение могло идти несколькими путями – и воздушно-капельных, и при контакте, и через блох, которые селились на крысах», — добавил историк.

Распространялась чума через торговые пути – через степь вместе с караванами, а в Европу она попала на кораблях. Европе до XIII века не знали эпидемий, потому что мир не был так объединён. Чингисхана называют глобализатором XIII века. Он создал громадную империю, и это спровоцировало эпидемию. «До этого единственной болезнью была проказа, но с ней умели бороться, а к чуме никто готов не был. Мы, в отличие от средневековых европейцев, знаем о вирусах и в целом лучше вооружены, но недооценили масштабы современной эпидемии, и в этом есть некоторое сходство – мы тоже не в полной мере оказались к ней готовы», — считает Павел Уваров.

В медицине существовал сильный отрыв теории от практики. Врач диагностировал болезнь по пульсу, цвету мочи, давал консультации, но вскрытиями и прочими вещами занимались цирюльники и хирурги – медики второго сорта. Чума способствовала тому, что теория и клиническая практика стали сближаться.

О том, как выглядела карта средневековой Европы, что изменилось в сфере наёмного труда после эпидемии чумы, почему внезапная смерть считалась божьей карой, в чём виноваты евреи и какие задачи решал костюм чумного доктора, можно узнать из полной записи трансляции: https://www.youtube.com/watch?v=opgEbT-pN_w

«КСТАТИ» – это фестиваль науки, который сеть Информационных центров по атомной энергии проводит в регионах присутствия предприятий атомной отрасли с 2015 года. Впервые фестиваль науки «КСТАТИ» проходит в онлайн.