«Онлайн» разобрали на атомы на фестивале науки КСТАТИ
Научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы» прошло 24 апреля в рамках первого онлайн-фестиваля науки КСТАТИ сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).
Научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы» – оригинальный проект сети ИЦАЭ, в котором удалось соединить серьезную научную дискуссию и непринуждённую атмосферу дружеской встречи. У каждого шоу есть своя тема, в рамках которой трое экспертов из абсолютно разных областей знаний читают три мини-лекции.
Темой выпуска стал хорошо знакомый нам «онлайн», и именно в таком формате прошёл специальный выпуск научно-популярного ток-шоу «Разберём на атомы».
О телемедицине, её специфике и влиянии на современное здравоохранение рассказала научный журналист, врач лучевой диагностики, младший научный сотрудник Научно-практического клинического центра диагностики и телемедицинских технологий Департамента здравоохранения города Москвы Анна Хоружая. Анна также является сооснователем, заместителем главного редактора и выпускающим редактором портала Neuronovosti.Ru. Совместно с Алексеем Паевским ведёт блог истории медицины и является соавтором книг «Смерть замечательных людей», «Вообще чума: истории болезней от лихорадки до Паркинсона», «Вот холера: истории болезней от сифилиса до проказы».
«Хотя телемедицина берёт своё начало ещё в 1920 году, её основное развитие и юридическое закрепление произошло совсем недавно – 1 января 2018 года был создан Закон о телемедицине. – рассказала Анна. – Закон рассматривает несколько пунктов: консультации в режиме реального времени, отсроченные консультации, дистанционные консилиумы и телемониторинг. Конечно, существуют специалисты, которые могут оказывать подобные консультации, однако ни один врач не станет использовать в лечении телемедицинские технологии без предварительной встречи и осмотра пациента в режиме оффлайн».
Также Анна предположила, что полноценное внедрение телемедицинских технологий зависит от создания организационно-методической базы и произойдёт в ближайшие пять лет. По словам эксперта, ситуация с пандемией только способствует ускорению этого процесса, а в Москве уже работает центр телемедицинских технологий, который осуществляет порядка 12 000 дистанционных консультаций.
О том, благо ли «онлайн» или суровое испытание, способен ли человек жить только в онлайн-формате или ему необходимо живое общение и жизнь оффлайн и что означает это понятие в психологии, говорил доктор психологических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова и НИУ «Высшая школа экономики» Тахир Базаров. Тахир также является научным руководителем Московской школы практической психологии и президентом Ассоциации бизнес-психологов России.
«Некоторое время после окончания изоляции все мы будем немножко дикарями и аутистами, – признался эксперт. – Поэтому хочу поделиться советами, как обратно «нарастить» социальные навыки. В первую очередь важна открытость ко всему, что происходит вокруг, и ответственность сказать «да» или «нет» – людям, системам, обычаям и прочим привычкам. Мне уже кажется, что люди выйдут совершенно другими, с большей ответственностью. Во-вторых, как оказалось, важно не умение планировать, а готовность к грядущему – человек как личность должен быть готов к изменениям. Третий момент – постоянная заинтересованность в обратной связи – единственному на сегодняшний день источнику саморегуляции».
Тахир также отметил, что чистое потребление не приводит к тому результату, о котором мы говорим: если раньше по закону Парето 20% усилий определяли 80% результата, то в нынешних условиях результат определяют 3% усилий. Важным моментом станет субъектность, определённая тремя «с»: самоопределение, самоорганизация и синхронность.
«Для современного человека очень важно определить, кто я, какие у меня цели, какие ресурсы. – поясняет эксперт. – Насколько я могу организоваться сам и организовать пространство вокруг себя, а также насколько я вообще встроен в контекст и синхронизирован с окружением. Нельзя, чтобы способность радовать была со мной, а радоваться – отдана в аутсорсинг».
Об особенностях дистанционного обучения, его специфике и современных образовательных технологиях рассказала доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры технологии и профессионального обучения Института физики, технологии и информационных систем Московского педагогического государственного университета Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева.
«Когда мы занимаемся онлайн профессионально, преподавателю необходимо создать среду, которая позволяет привлечь, мотивировать, сделать процесс обучения интересным и увлекательным, — самодостаточную среду, в которую с удовольствием приходит каждый обучающийся», – рассказала Марина. – Важно дозировать задания, понимая, что ребёнок не может с утра до ночи выполнять уроки, установить взаимное понимание процессов».
В своём выступлении Марина также отметила, что неотъемлемое качество, которым должен обладать ученик в ситуации онлайн-обучения – это самостоятельность.
Запись трансляции можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=8rFa4-8T6jg
КСТАТИ – это фестиваль науки, который сеть Информационных центров по атомной энергии проводит в регионах присутствия предприятий атомной отрасли с 2015 года. Впервые фестиваль науки КСТАТИ проходит в онлайн.